Будущее в реальности

http://prezentation.ru/articles/future_in_reality_28_07_10.html

Полезная реклама (скрыть рекламу)

[28.07.10]

"Дополненная реальность" (augmented reality) добралась и до России. Калужская область представляла во Франции свои технопарки в 3D-виде, приятно удивив весь мир. На обложке издания F5 появлялся маркер дополненной реальности, а российские разработчики сделали конструктор молекул в образовательных целях.

Как это работает

На сайте ведущего мирового разработчика проектов augmented reality французского разработчика Total Immersion есть картинка, объясняющая суть того, как работает один из вариантов дополненной реальности лучше тысячи слов.

Как работает дополненная реальность

Если всё же попробовать, то будет примерно так: вы показываете камере вашего компьютера или ноутбука маркер. Маркер — это квадратный чёрно-белый код, его можно самостоятельно распечатать на бумаге или воспользоваться готовым из печатного издания. Маркер считывается программой, расположенной на сайте, и показывает вам видео с камеры компьютера, дополненное каким-то 3D-объектом.

Лучше всего показать это на видеопримере виртуальной примерочной часов. Этот проект российская компания Redmadrobot разработала для одного из производителей часов в начале этого года. Вы вырезаете из журнала наручные «часы» в виде бумаги и показываете это камере вашего компьютера, а сами любуетесь новыми часами на вашей руке.

И это лишь одно из тысяч возможных применений дополненной реальности. А транслировать «дополненную картинку» можно на любой монитор, включая очки.

При этом не обязательно, чтобы в качестве маркера использовался контрастный чёрно-белый квадрат. В AppStore уже есть приложение «The leak in your home town» («утечка нефти в вашем родном городе»), использующее в качестве маркера логотип BP. При наведении камеры iPhone на логотип на экране из логотипа, словно из трубы на дне Мексиканского залива, начинает вырываться нефтяной поток.

Лучше один раз увидеть

Французы из Total Immersion активно используют дополненную реальность в выставочных и рекламных проектах. Пожалуй, самый яркий пример применения augmented reality на выставках — это презентация поездов компании Alstom.

Имея в руках журнал с рекламой, можно повертеть в руках новый трёхмерный Mini Cabrio.

Или посмотреть на танцующую у шеста красотку, поднеся к веб-камере обложку Playboy.

От активного применения «дополненной реальности» рекламщиков пока останавливает малое число веб-камер. В США они есть только у 18% пользователей, имеющих подключение к широкополосному интернету.

Более оригинальные методы применения дополненной реальности и специальных очков — автоматический решатель «Судоку».

А вот амбициозный проект Recognizr — узнаватель лиц, который выдаёт ссылки на странички человека в социальных сетях.

Впрочем, есть и гораздо более насущные способы применения дополненной реальности. Голландский сервис Layar позволяет с помощью телефона на базе Android или iPhone 3GS получать в реальном времени доступ к информации об окружающем мире через камеру смартфона.

Дополненная реальность

Это может быть информация о кафе, ресторанах, гостиницах или достопримечательностях. Кстати, некоторые российские «слои» для реальности от Layar производит российская компания AR Door.

Российские примеры

В России доп. реальностью занимаются в той или иной мере как минимум 6 компаний, упомянутых в Wikipedia: AR Door (официальный партнёр Total Immersion и производитель слоёв Layar), 2Nova, Ailove (ведёт разработку конкурента Layar на Simbyan), Redmadrobot (сделали ряд рекламных и выставочных проектов, занимаются собственными программными разработками), Wi2Geo (проект AlterGeo — ещё один конкурент Layar), EligoVision (выставочные и рекламные проекты, также занимаются собственными разработками в augmented reality).

Шумное пришествие дополненной реальности в Россию связано с выходом в ноябре 2009 года номера газеты F5 с маркером дополненной реальности на обложке.

Маркер дополненной реальности на обложке журнала

Если зайти на сайт F5 на специальную страницу и показать этот номер камере своего компьютера, то этот маркер развернётся и из него вылетит объёмный земной шар с крутящейся вокруг надписью «Объём имеет значение».

Проект F5 проект имел колоссальный успех. Как поделился с «Часкором» генеральный директор создателя проекта компании Redmadrobot Максим Волошин, «на страницу издания в интернете, где нужно было показывать маркер, за неделю зашли более 100 тыс. человек и это при том, что весь тираж F5 — 100 000».

F5 оказался первым изданием с такого рода «изюминкой». Номер F5 вышел на месяц раньше американского номера Esquire с маркером дополненной реальности на обложке и выхода в свет журнала Playboy с «танцующей девушкой».

Дополненную реальность активно взяли на вооружение самые прогрессивные российские чиновники. Администрация Калужской области силами той же компании Redmadrobot представляла свои технопарки в 3D-виде в июне 2010 года для выставки в Гран-Пале в Париже.

Представители компании рассказали «Часкору» суть проекта: «Наша задача была показать понятно, где вокруг Калуги индустриальные зоны, как выглядят зоны в приближении и какие заводы уже инвестировали свои деньги. Мы сделали основной маркер и семь дополнительных. На основном маркере появлялась виртуальная карта Калужской области. На карте периодически подсвечивались индустриальные зоны. При поднесении дополнительного маркера одна из индустриальных зон увеличивалась в размерах и появлялась на дополнительном маркере. И основную карту, и увеличенные индустриальные зоны можно было крутить, рассматривать и приближать. Видео будет готово через пару дней, поэтому попробуйте пока представить».

Будущее в реальности

А дом будущего для компании «Роснано» с помощью маркеров крутил глава корпорации Анатолий Чубайс.

Дополненное прошлое и реальное будущее

Все мы смотрели фильмы «Терминатор» и «Робокоп». У главных героев в этих фильмах прямо поверх картинки реальности транслировалось множество дополнительных элементов. Помните, как обнажённый губернатор Калифорнии подбирал себе подходящую одежду в начале «Терминатора-2»? Это и есть первые примеры дополненной реальности.

Придумали дополненную реальность военные. А мы с вами это видели ещё в комедии «Горячие головы», когда в реальном времени в шлеме современного пилота на истребитель противника автоматически накладывался прицел самонаведения — этой технологии уже не один десяток лет.

Дополненной реальностью давно и серьёзно занимаются в Японии, где прорабатывается машинное зрение. В Европе же начали активно применять такие технологии в совершенно мирной рекламно-выставочной деятельности.

Вообще же идеи для применения дополненной реальности — поле непаханое. В блоге Trendclub, например, закончился приём заявок на конкурс лучших идей по применению дополненной реальности с нетбуком Asus в качестве главного приза.

Представители одного из лидеров российского рынка по количеству кейсов и наработок компании Redmadrobot признались «Часкору», что планируют отходить от рекламных задач и концентрироваться на максимально практическом применении дополненной реальности.

В планах у компании — новые для мирового рынка решения на базе собственных программных разработок и «уникальный для мирового рынка продукт уже в следующем году». Впрочем, саму суть этих разработок создатели скрывают, зато показали «Часкору» прототип образовательной программы — сборщика молекул.

Впрочем, готовые примеры применения технологии в образовательных целях также имеются.

А самое главное, для этого не требуется особых затрат — нужен только компьютер, который и так есть у всех, веб-камера, которая стоит копейки, и софт. А маркер можно просто распечатать на принтере. В Японии уже есть несколько экспериментальных проектов в университетах.

Самое приятное, что российские компании вовремя подхватили тренд и у России есть шанс не только не отстать, но в отдельных разработках и совершать прорывы на глобальные рынки. По крайней мере энтузиазм и бурный рост российских создателей дополненной реальности, а также внимание к ней некоторых представителей российской власти вдохновляют.

Макс Кудеров,

Частный Корреспондент (http://www.chaskor.ru)